КАФЕДРА АРХЕТИПИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при МУФО

Международный университет фундаментального обучения (МУФО) / Оксфордская образовательная сеть

Вступительная статья. Исходные позиции.

Андрей Николаевич Иезуитов, Виктор Витальевич Лукоянов, Шанти П.Джаясекара

 

            В современных условиях передовая наука, отечественная и зарубежная, проявляет особый интерес к глубинным духовным процессам, поскольку исторический опыт наглядно показывает, что именно духовное начала всегда и, особенно в наши дни, играет важнейшую роль в жизни общества и отдельной личности.

            Реальным выражением такого интереса является предлагаемый вниманию читателей первый в российской и мировой психологии специальный альманах «Архетипические исследования». Его характеризует опора на уже существующие плодотворные традиции и одновременно принципиально новый подход к решению теоретически и практически актуальных проблем духовного развития.

            Как известно, само понятие «архетип» было в начале 20 века введено выдающимся швейцарским учёным К. Юнгом в его «Аналитическую психологию». Под «архетипом» К. Юнг имел в виду изначальные и врождённые психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание «коллективного, бессознательного» и лежащее в основе разнообразной общечеловеческой символики (сны, мифы, сказки и т.д.), в том числе символики художественной. До этого понятие "архетип" встречалось еще в античности, но именно начиная с Юнга, оно прочно заняло место в науках о человеке. «Архетипы» непосредственно-чувственно не воспринимаются. Они осознаются лишь как проекция на внешний объект.

            «Аналитическая психология», комплексная по своей сути, представляет собою особое направление в «Глубинной психологии» 20 века (З.Фрейд, А. Адлер и т.д.). К. Юнг рассматривает психику как саморегулирующую себя систему, основанную на взаимной «компенсации» сознания и подсознания, что создаёт «индивидуацию» личности как выделение единичного из всеобщего. Личность «ассимилирует» в себе «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное».

            Современные «Архетипические исследования», используя позитивный опыт К. Юнга, осуществляются на основе принципиально новой «Философии взаимодействия («биализм»)», действительно соответствующей реальности во всех её проявлениях.

            Психология как наука носит системно-комплексный характер и её образует взаимодействие различных составляющих. Психика, в свою очередь, есть система разного рода составляющих как их взаимодействие. Система есть взаимодействие её «саморегуляции» и внешнего разноуровневого и разнообразного влияния на неё.

            Психика – это особое проявление глубинной духовности. Духовность представляет собою внутреннюю установку (предрасположенность, готовность) любого реального явления, включая психику, ориентированную на материальное выражение. Психика имеет своё реальное и практически-действенное материальное выражение. Не существует психики только «в себе» и только «для себя».

            Психика имеет и врождённый, и приобретенный характер. Она устойчива и в тоже время изменчива. В психике происходит не «компенсация-возмещение» различных начал, в том числе сознания и подсознания. В ней осуществляется реальное взаимодействие как взаимодополнение, взаимообогащение и частичный взаимопереход друг в друга, в качестве суверенных, материального и духовного начал, бессознательного (подсознательного) и сознательного, индивидуального и коллективного, непосредственно-чувственного и осознанного. При этом всюду и везде в психике доминирует начало духовное.

            Все виды общечеловеческой символики, включая художественную, в свою очередь, представляют собою взаимодействие коллективного и личностного, традиционного и вновь создаваемого, императивного и свободного, привычного и непривычного, внешнего и внутреннего. И в этом случае тоже всюду и везде доминирует начало духовное.

В различных видах безопасности также доминирует начало духовное как внутренняя и постоянная установка всех и каждого на взаимодействие любых начал во всём и всегда, везде и всюду, что в принципе исключает насилие, материальное и духовное, реально нарушающее  какую бы то не было безопасность, внешнюю и внутреннюю, как норму человеческой жизни.

            Взаимодействие – поистине универсальная и всеобъемлющая категория – установка. Обращение к ней позволяет раскрыть свои поистине неисчерпаемые научно-творческие возможности самым разным авторам, отечественным и зарубежным, так или иначе проявившим интерес к «Архетипическим исследованиям» и своё желание участвовать в них.

 

Гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик, лауреат премии ЮНЕСКО за создание и применение «Философии взаимодействия», А.Н.Иезуитов

Доктор психологических наук, профессор, декан факультета Психологии и Педагогики МУФО, В.В.Лукоянов

Гранд-доктор философии, профессор, академик, ректор МУФО, Шанти П.Джаясекара 

5 мая 2010 года

Санкт-Петербург

ã

Сайт Кафедры МТАИ

Использовать материалы сайта можно при указании использованных источников и наличии гиперссылки на сайт www.kafedramtai.ru.
Все права защищены (C).

Наши Контакты

карта сайта контакты вход на почту

Социальные Сети

Newsletter Subscribe