КАФЕДРА АРХЕТИПИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при МУФО

Международный университет фундаментального обучения (МУФО) / Оксфордская образовательная сеть

Рогатая Богиня, плывущая на Восток на ладье Солнца

 

При разрушении цивилизаций отдельные элементы господствующих метафизических систем способны выжить и найти безопасное убежище в самом сердце мира победивших варваров и их потомков, скрываясь в детских комнатах под маской сказок, страшных историй, игрушек и рисунков <Soidla>. Примером этого процесса может служить история образа всем нам известной Бабы-Яги.

Вот как аттестуют ее специалисты по русскому фольклору.

«Баба-яга, костяная нога, в ступе  едет, пестом упирается, помелом след заметает» <Даль>;

«На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит» <Афанасьев>; «Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила» <Афанасьев>.

Баба-яга считается трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного) <Пропп>.

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом.

В русских сказках Яга-баба фигура амбивалентная. Она может и одарить и погубить. Она охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, одновременно она мать и «хозяйка» зверей: «...смерть на некоторой стадии мыслится как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (то есть в царство животных) и дает превращение, а тем самым власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное» <Пропп>.

Мир Бабы-яги, это мир мертвых. «Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — символы не изобилия, а смерти (поминальная еда).» 40 дочерей Бабы-яги наводят мысль на сороковины.

Все вышесказанное наверно вполне справедливо, но нам кажется, что в деле Бабы-яги существует и Египетский след.  (На наш взгляд не так уж удивительно, что в образе хтонической героини появилось нечто, взятое напрокат из самой хтонической цивилизации.)

По М. Коростовцеву, компоненты личности, высвобождаемые после смерти согласно воззрениям Египтян таковы:

  • Ка — энергетический двойник, обитает в гробнице 
  • Ба — душа, имеет форму птицы (африканского аиста или сокола), обитает близ гробницы
  • Ах — дух («блаженный, просветленный»), звезда, имеет также форму хохлатого ибиса, принадлежит небу
  • Тень
  • Имя
  • Сердце
  • Сах (мумия)

Из этих семи компонентов, Ба и Ах явно наводят мысли о Бабе-Яге. Тут не только хтоничность, но и способность к полету и «костяная» (птичья) нога. В Египте считалось, что Ба обладают способностью к трансформироваться в разные формы. В частности Ба бога может действовать самостоятельно в виде другого бога. Возникает вопрос — чье Ба могло дать началу образу Бабы-Яги?

В древнем Египте существовал прекрасный кандидат на роль донора этой Ба: Хатхор (Хатхерт), небесная корова, родившая солнце и породившая звезды. Она воплощение Млечного пути, богиня веселья, музыки и танца. Одновременно она богиня загробного мира Дуат, которая кормит и поит души мертвых. Чаще всего, она изображается как молодая стройная женщина с коровьими рогами, иногда с коровьей головой.

На наш взгляд Хатхор является идеальным источником образа Бабы-Яги (Бабы-Роги). Даль приводит поговорку: «Стоит яга, во лбу рога». Тогда Баба-Яга, это Ба Хатхор. (А может быть заодно и Ах Хатхор. Млечный путь неплохо сопрягается со  звездами Ах и со светом в глазницах черепов.)

Ба Хатхор  действительно существовала отдельно в пантеоне Египетских богов. Ее изображали в виде птицы с рогами и солнечным диском на голове. Это изображение было объектом особого поклонения.

Хатхор имела также весьма грозную ипостась в виде львиноголовой богини Сехмет.  «В ярости она  превосходила змея Апопа (врага Ра) и членов свиты Сета (убийцы Осириса)».  «Сехмет уничтожает врагов Ра и Осириса, в мифе о наказании, посланном Ра человеческому роду за грехи, она беспощадно истребляет людей… Вместе с тем Сехмет—богиня-целительница»

Таким образом Хатхор, как и Баба-Яга сочетала черты Великой дарительницы и Великой воительницы.

Более того, она замешана еще и в похищении детей. 

Изида (Асет) одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора (Хора), а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Изиды был царский трон, изображение которого часто помещается на голове богини.

С эпохи Нового царства культ этой богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Изида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы.

Изида хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Изида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня магическим образом зачала от него своего сына Гора.

Примечательны и важны для нашей гипотезы некоторые детали мифа об Осирисе и Изиде: Сет велел принести в зал великолепный сундук и сказал, что эта вещь должна принадлежать тому, кто сумеет влезть в него... Подошла очередь Осириса.  Не подозревая о предательстве, он улегся в сундук. В тот же миг заговорщики захлопнули крышу. Затем они пустили его вниз по течению Нила. Изида отправилась на поиски тела своего мужа. Демоны поведали ей, что сундук прибило к берегу Библа (Финикия). Изида поспешила в Библ… Царица Астарта сделала ее няней младшего из своих сыновей… Каждую ночь, когда все уходили спать, Изида складывала в очаге бревна и клала на них мальчика. Служанки царицы рассказали ей об этом, и она спряталась в зале. Когда Изида заперла двери и положила бревна на огонь, поместив ребенка между ними, царица с криком бросилась вперед и выхватила ребенка из пламени. Богиня сурово отчитала ее, сказав, что своими действиями мать лишила собственного сына бессмертия. 

Таким образом, Хатхор/Сехмет/Изида обладает всеми основными чертами, характерными для Бабы Яги, дарительницы, воительницы и похитительницы (бросающей в печь детей). В Египте эти черты сливались в почитаемом образе Хатхор, то заботливой, то грозной Космической Матери, способной к преобразованию человеческого естества. Она же служила хранительницей душ мертвых на опасных тропах иного мира. Следует отметить, что в наших сказках образ Богини демонизирован, но все же узнаваем. 

Дополнительные соображения

В сказках про молодильные яблоки действует герой — царский сын, и главная героиня — хозяйка молодильных яблок и живой воды, которая обычно является красавицей, хотя в некоторых вариантах сказки и ведьмой. Главный герой похищает яблоки, и чаще всего заодно оплодотворяет спящую женщину. Красавица (ведьма) за героем гоняется, герой еле-еле уносит ноги. Выпутаться из ситуации помогают главному герою три сестры бабы-яги, родственники красавицы/ведьмы. Дальше по ходу сюжета царевича рубят на мелкие кусочки его завистливые братья, но при помощи живой воды он воскресает. Герой и героиня сочетаются браком, дети приобретают отца. Очевидно родство этих сказок с сюжетом египетского мифа. Достаточно вспомнить  расчленение Осириса его завистливым братом Сетом, совместные усилия Изиды и ее сестры Нефтиды по воскрешению Озириса, магическое оплодотворение Изиды мертвым Озирисом и рождение сына Осириса — Гора.  

О многом говорят и артефакты Египетской культуры. Образ Хатхороголовых колонн помогает понять, что в храмах Хатхор была явлена миру как рогатая женщина с «костяной» (каменной) ногой. Такие же ассоциации вызывает вид музыкального инструмента систры, которая для египтян была прочно связана с образом Хатхор.

Менее известно изображение Хатхор, которое  использовалось в военных эмблемах Египетской армии. Рогатая голова богини прикреплена к шесту и снова получается впечатляющий образ: «во лбу рога, костяная нога». (И как гром ее угроза поражала врагов Египта…) Возможно, что и вполне бытовые проявления Египетского прикладного искусства имели  вклад в образ Бабы-Яги. Разве нагрудное украшение из Каирского музея не похоже на рогатую ведьму в ступе?

 Популярный в Египте образ семи Хатхорит (иногда это семь юных фей, иногда семь старых прорицательниц, определяющих судьбу ребенка) позволяет считать, что и в самом Египте Хатхор могла ассоциироваться с мудрой старухой-ведуньей. Кстати, как образ Хатхор, так и образ Бабы-Яги обладает склонностью к умножению. Существует не только семь Хатхорит, но в ряде сказочных сюжетов и  три Бабы-Яги

Возможно, что о египетском происхождении Бабы-Яги говорят и лубочные картины о ее борьбе с крокодилом. В самом Египте Хатхор имела вполне тесные связи с образом крокодила. В храмовом комплексе Ком Омбо Тутмос III возвел храм, посвященный Хоруру, т.н. Старшему Хору (брату Осириса), богу-крокодилу Себеку и Хатхор. При  небольшом святилище Хатхор в Ком Омбо были обнаружены многочисленные захоронения священных крокодилов в особых глиняных саркофагах. Хатхор  иногда считалась даже матерью Себека. Вся «борьба» на картинках действительно похожа на семейный скандал.

Конечно, можно было бы считать более разумным искать родину Бабы-Яги поближе к России. Но сознание не обязательно черпает из близкого. Сознанию часто роднее то, что находится далеко. Независимо от нашей конкретной гипотезы нам кажется весьма поучительным, что на лубочных картинках  Баба-Яга борется не с лошадью Пржевальского, а с крокодилом.

Еще один след Хатхор: в народном заговоре (запись Л. Майкова, цит. по сб. «Голубиная книга») заклинатель обращается к «старой матерой  жене», «золотой ступе», живущей в зеленых кустах в вертепе, с просьбой приворожить любимую женщину.  Примечательно, что угадываемая за образом «старой матерой жены» Баба-Яга таким образом в народном сознании выступает в своей Египетской оригинальной роли богини любви. (Тональность этого заговора, кстати, далека от черной магии.)

Путь Хатхор в Россию

Путь Ба Хатхор в славянский мир, вероятно,  проходит через город Библ (Библос, Гебал, Джебель), который находится на территории  современного Ливана.

Город Библ считается одним из древнейших на планете. Он был основан финикийцами. Библский царь считал себя слугой богини Баалат-Гебал, которую изображали сидящей на троне, одетой в египетскую одежду, с рогами на голове. Храм Баалат-Гебал был построен около 2700 до нашей эры. Баалат-Гебал отождествляли с Хатхор, иногда и с Изидой. 

И вот — в первые века нашей эры Библ стал одним из важных центров христианского мира. 

Кажется вероятным, что популярная рогатая языческая Богиня  в таком городе не могла не стать негативной героиней множества ранне-христианских легенд, которые затем достигли Европы. (До России они дошли, скорее всего,  через Византию.)

Альтернативно Хатхор могла оказаться в мире раннего христианства в виде Египетско-Сирийской рогатой богини Кадеш, которую также отождествляли с Хатхор. 

Как река, которая вбирает в себя многочисленные притоки, миф о рогатой богине, дарительнице, воительнице и похитительнице детей вобрал в себя много родственного материала. Египетские (Левантийские) мифы оказались созвучны опыту общения с обитающими в лесах северо-востока  финно-угорскими племенами, носителями шаманских традиций. В этом материале разные исследователи наверно совершенно справедливо распознали отзвуки целительных практик и обрядов инициации. Множественность противоречивых легенд, посвященных рогатой богине, и не агрессивный характер ее культа спасли образ Баалат от крайней демонизации, которая превратила Бааля в повелителя мух — Вельзевуля. Это позволило ей найти спасительное убежище в толерантном к противоречиям,  удаленном от цензуры религиозной политики и, следовательно, относительно безопасном мире сказок.

Частный вопрос, когда же по дороге на Восток постарела вечно юная Хатхор? Может быть, загадка кроется в восприятии языческой Богини. Для христианских глаз она не просто ужасна, но и представляет собой что-то безнадежно ветхое?

Но может быть, Хатхор постарела на стыке метафизических образов и магической практики? Мы уже упоминали концепцию семи воплощений этой богини (7 Хатхорит), которые предсказывали судьбу новорожденных. На практике, в храме Куса, представителями Хатхорит были семь престарелых женщин.

Много лет назад по случаю совпадения сюжетных ходов одного древнеегипетского манускрипта и европейских сказок Б.Мертц задавала вопрос:

«С начала христианской эры, когда была записана эта сказка, и до XIX века,  когда ее нашли и перевели, ни один человек на земле не мог прочитать… этот древний манускрипт. …Где находятся истинные истоки нашего фольклора?» (Б.Мертц «Красная земля, черная земля»)

Создается впечатление, что, так или иначе, около 2000 лет назад, в период радикальной смены цивилизационной модели, некоторые обломки Египетской культуры (мистерии Изиды, эзотерические учения, легенды) широко проникали в античную популярную культуру. Легко допустить, что примерно в те же годы Египетские образы и сюжеты проникали через Ближний Восток и нарождающуюся Византийскую империю и оттуда через некоторое время в славянский мир.

В заключение мне хотелось бы сказать, что я благодарен тем древним путешественникам (купцам, авантюристам и самым разным искателям), которые ночью у костров рассказывали друг другу истории и тем самым, незаметно для окружающих, и для самих себя, спасали от гибели и героев и метафизику разрушенных цивилизаций. Любители рассказывать истории, это труженики  Вечности. Велика алхимическая сила  их сознания, ибо «Вселенная состоит не из атомов, а из историй» (Мюриель Рюкейзер)

Т.Р.Сойдла С-Пб,

БПА, АТПП, ЕВРОТАС

Сойдла Тыну Рихович (С-Пб)Доктор биологических наук, генетик. Соучредитель и действительный член Российской Ассоциации Трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП); Член Президиума АТПП.

Автор более 20 трансперсональных эссе, опубликованных  в международных журналах. Основные темы: материальные корреляты памяти и сознания; музыка, литература и искусство как носители трансперсонального опыта; персональная мифология. Член редколлегии журналов Journal of Transpersonal Psychology, Journal of Mind and Behavior, член редакционного совета проекта  «Тексты трансперсональной психологии».

                     Персональная страница: www.dino32.narod.ru

Литература: 

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М: Современный писатель. 1995.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки (полное издание в одном томе) М: Альфа-книга. 2008.

Бонджоанни А., Кроче М.С. (ред.) Сокровища Египта (Иллюстрированный путеводитель по Египетскому музею в Каире).  М: АСТАстрель. 2003.

Голубиная книга. М: Эксмо. 2008.

Даль В.И. Пословицы, поговорки и присловья русского народа. М: Эксмо. 2008.

Древний Египет. Энциклопедия. М: Арт-Родник. 2008.

Коростевцев М. Религия древнего Египта. СПб: Нева, Летний сад. 2000.

Вейс Г. История культуры народов мира. Древний Египет. Зарождение мировой цивилизации. М: Эксмо. 2005.

Мертц Б. Красная земля, черная земля. М: Центрополиграф. 2008.

Мюллер М. Египетская мифология. М: Центрополиграф. 2007.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М: Лабиринт. 2006.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт. 2009.

Shapiro S., & Soidla T. R. 2004. Eternity is in love with the productions of time. Journal of Transpersonal Psychology 36(2), 202-219. With Addendum: Soidla T.R. Synchronization signals of memory, containing timeless service messages: An hypothesis. Ibid. 213-219.

Soidla T.R. 2008. Quiet life of wisdom in language and fairy tales: Svarog and Koschei. Sutra 1(1), 104-106.

Сойдла Т.Р. 2008. Кладовая солнца. Многовековой сон мудрости среди реквизита сказок и корней слов: Сварог и Кощей. Вестник Балтийской Педагогической Академии 80, 54-57

Сойдла Т.Р. 2008. Стрела, лотос и бракосочетание миров: сказка о Иване-царевиче и Царевне-лягушке. Вестник Балтийской Педагогической Академии 80, 58-59

Soidla T. R. (Сойдла Т.Р.) (2009) Cryptic survival of wisdom in fairy tales: Koschei and Baba Yaga. Вестник Балтийской Педагогической Академии 91, 117-119.

Сайт Кафедры МТАИ

Использовать материалы сайта можно при указании использованных источников и наличии гиперссылки на сайт www.kafedramtai.ru.
Все права защищены (C).

Наши Контакты

карта сайта контакты вход на почту

Социальные Сети

Newsletter Subscribe