КАФЕДРА АРХЕТИПИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при МУФО

Международный университет фундаментального обучения (МУФО) / Оксфордская образовательная сеть

Краткое определение того, чем является магический театр

Магический Театр — уникальный метод, рожденный Владиславом Лебедько в 1992 году, дающий шанс окунуться в переживание таинств души — является важным элементом работы человека на пути самопознания, индивидуации и реализации своего потенциала. Является также мощным методом краткосрочной глубинной психотерапии. Магический Театр — это не психодрама и не "расстановки", это действительно Магический и действительно Театр, где Вы сможете стать актером, режиссером и зрителем мистерии Вашей судьбы.

"Ах какая драма – пиковая дама…"

 Владислав Лебедько, Оксана Лебедько

   Мы неоднократно[1] подчеркивали, что сколько-нибудь значимое произведение культуры является своеобразным сновидением коллективного бессознательного, в котором отражается определенное послание, раскрывающее некий общечеловеческий сюжет, присутствующий так или иначе в большей или меньшей степени в жизни почти каждого человека. И чем масштабнее художник или писатель, тем более общий архетипический сюжет отражается в его произведениях. Так что, таких гениев, как Шекспир, Пушкин, Достоевский, Гете, Чехов в известном смысле можно считать оракулами, а их произведения – мифологемами, разворачивающимися в разных пропорциях и разных контекстах во внутренней жизни очень большого количества людей. В рамках проекта «Архетипические исследования»[2]  мы даже выделили отдельное направление, обозначенное нами как архетипическое литературоведение, которое изучает символическое и архетипическое значение того или иного литературного сюжета. Безусловно, наши интерпретации, как и любая интерпретация вообще, будут окрашены субъективными мотивами, но это отнюдь не значит, что они не верны. Здесь следует остановиться особо, чтобы прояснить тот факт, что между субъективным и неверным не существует знака равенства. Особенно в парадигме новой науки 21 века[3], которая в принципе снимает грань субъективного и объективного, снимая аполлоническую дистанцию между так называемым субъектом и объектом. В этом смысле любая интерпретация некоего исходного текста всегда субъективна; и существует в каждом отдельном случае более или менее широкий спектр различных субъективных интерпретаций, каждая из которых является равнозначимой любой другой. Различия между разными интерпретациями будут присутствовать лишь в контексте их применимости и количестве адресатов, для которых та или иная интерпретация будет «работать». Под словом «работать» мы здесь имеем в виду психотерапевтическое применение той или иной интерпретации. Обоснованию нашего взгляда можно было бы посвятить достаточно обширное исследование, здесь же мы покончим с этим и перейдем непосредственно к архетипическому исследованию повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Вот краткое изложение фабулы описанного Александром Сергеевичем сюжета:

   «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трех карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. Обсудив этот рассказ, игравшие разъехались по домам. Эта история показалась неправдоподобной всем, включая и Германа, молодого офицера, который никогда не играл, но, не отрываясь, до самого утра следил за игрой.
   Бабушка Томского, старая графиня, сидит в своей уборной, окруженная служанками. Здесь же за пяльцами и её воспитанница. Входит Томский, он заводит светскую беседу с графиней, но быстро удаляется. Лизавета Ивановна, воспитанница графини, оставшись одна, смотрит в окно и видит молодого офицера, появление которого вызывает у нее румянец. От этого занятия её отвлекает графиня, отдающая самые противоречивые приказания и при этом требующая их немедленного исполнения. Жизнь Лизаньки в доме своенравной и эгоистичной старухи несносна. Она виновата буквально во всем, что раздражает графиню. Бесконечные придирки и капризы раздражали самолюбивую девушку, которая с нетерпением ожидала своего избавителя. Вот почему появление молодого офицера, которого она видела уже несколько дней подряд стоящим на улице и смотревшим на её окошко, заставило её раскраснеться. Этим молодым человеком был не кто иной, как Герман. Он был человеком с сильными страстями и огненным воображением, которого только твердость характера спасала от заблуждений молодости. Анекдот Томского распалил его воображение, и он захотел узнать тайну трех карт. Это желание стало навязчивой идеей, невольно приведшей его к дому старой графини, в одном из окон которого он заметил Лизавету Ивановну. Эта минута и стала роковой.
   Герман начинает оказывать знаки внимания Лизе, чтобы проникнуть в дом графини. Он тайком передает ей письмо с объяснением в любви. Лиза отвечает. Герман в новом письме требует свидания. Он пишет к Лизавете Ивановне каждый день и наконец добивается своего: Лиза назначает ему свидание в доме на то время, когда её хозяйка будет на балу, и объясняет, как незамеченным проникнуть в дом. Едва дождавшись назначенного времени, Герман проникает в дом и пробирается в кабинет графини. Дождавшись возвращения графини, Герман проходит к ней в спальню. Он начинает умолять графиню открыть ему секрет трех карт; видя сопротивление старухи, он начинает требовать, переходит к угрозам и, наконец, достает пистолет. Увидев пистолет, старуха падает в страхе с кресел и умирает.
   Воротившаяся вместе с графиней с бала Лизавета Ивановна боится встретить в своей комнате Германа и даже испытывает некоторое облегчение, когда в ней никого не оказывается. Она предается размышлениям, как внезапно входит Герман и сообщает о смерти старухи. Лиза узнает, что не её любовь — цель Германа, и что она стала невольной виновницей гибели графини. Раскаяние терзает её. На рассвете Герман покидает дом графини.
   Через три дня Герман присутствует на отпевании графини. При прощании с покойной ему показалось, что старуха насмешливо взглянула на него. В расстроенных чувствах проводит он день, пьет много вина и дома крепко засыпает. Проснувшись поздней ночью, он слышит, как кто-то входит к нему, и узнает старую графиню. Она открывает ему тайну трех карт, тройки, семерки и туза, и требует, чтобы он женился на Лизавете Ивановне, после чего исчезает.
Тройка, семерка и туз преследовали воображение Германа. Не в силах противиться искушению, он отправляется в компанию известного игрока Чекалинского и ставит огромную сумму на тройку. Его карта выигрывает. На другой день он поставил на семерку, и вновь выигрыш его. В следующий вечер Герман вновь стоит у стола. Он поставил карту, но вместо ожидаемого туза в руке его оказалась пиковая дама. Ему кажется, что дама прищурилась и усмехнулась… Изображение на карте поражает его своим сходством со старой графиней.
   Герман сошел с ума. Лизавета Ивановна вышла замуж».

 

   Итак, мы видим, что фактически все действие вертится вокруг игры, в данном случае карточной. Это дает нам основание полагать, что основным заказчиком всего сюжета является бог игры, риска, азарта и случая Джокер. В этом названии он предстает как довольно молодое божество, не успевшее укорениться ни в одном из так называемых классических мифологических пантеонов, хотя суть его стара как мир, и те или иные его грани мы можем встретить в мифологиях разных народов в так называемых богах – демиургах, трикстерах и т.п. Мы выбираем название Джокер и отсылаем к описанию его проявлений в наших текстах[4]. Именно с подачи Джокера в разгоряченных умах карточных игроков на крыльях посланника Джокера -  Гермеса, который стоит за фигурой Томского, и рождается мысль о легкой авантюрной удаче. Сразу же поясним, что все участники повести – это те или иные субличности, присутствующие в каждом из нас и/или стоящие за ними архетипические фигуры. Понятное дело, что они разворачиваются лишь в определенных контекстах нашей жизни, внешней и внутренней, и в разных пропорциях у каждого конкретного человека. Поэтому та субличность, которую олицетворяет в повести Герман, может ярко проявиться и захватить изрядную долю психического пространства в определенной ситуации прежде всего у тех людей, которые имеют в своей персоне, тени или Анимусе те самые черты, которыми наградил Германа Пушкин. Это не значит, что у остальных «внутреннего Германа» не существует. Он существует, так же как и огромное количество персонажей множества классических произведений внутри каждого из нас. Вопрос лишь в том, что у кого-то его активность, а также символика и архетипический сюжет «Пиковой дамы» проявляется эпизодически, порой даже не рефлексируясь сознанием, у других же этот самый «внутренний Герман» может выйти на первый план в какие-то периоды жизни или в каких-то контекстах жизни.

   Итак, что же такое Герман? Это крайне рациональная и хладнокровно-рассудительная часть Персоны, теневая сторона которой обуреваема легко воспламеняемыми чувствами и страстью к игре и авантюре. В то время как Персона расчетлива, бережлива и аккуратна, Тень, как оборотная ее сторона, захватив власть в свои руки, может в буквальном и переносном смыслах поставить на карту очень многое вплоть до самой жизни. Узнаваемо? Вспомните несколько ситуаций в своей жизни, когда вы были столь одержимы какой-то сильной страстью и духом авантюры (возможно это длилось у вас всего несколько секунд), что готовы были поставить на кон очень многое. Возможно ставили, возможно нет… Именно Герман из всей компании кутил и игроков, которые быстро позабыли историю Томского, оказался необычайно взволнован ею. Шутки Гермеса и Джокера наиболее удачно срабатывают в отношении тех личностей (и субличностей если говорить о внутреннем мире), чье внешнее проявление наиболее хладнокровно. В данном случае мотив Джокера – это инициация в Тайну. Богатство здесь имеет скорее символический оттенок. Именно к Тайне Герман мог бы причаститься, если бы достойно прошел все испытания этой авантюры. И если бы не имел отягощающих его завязок с другой архетипической фигурой – Люцифером, что проявлялось в нескольких прямых и косвенных намеках Пушкина. Цель для человека, имеющего определенные долги[5] Люциферу, оправдывает средства, материальное доминирует над духовным, а рассудочное над чувственным. Из косвенных намеков отметим то, что Томский характеризует Лизе Германа как «вылитого Мефистофеля».

   Итак, следующий шаг нашей интерпретации таков: субличность с доминирующей (в целом или в конкретном контексте) мыслительной функцией атакуется искушением снять покров с некой тайны. Причем чем значительнее тайна, тем ярче этот сюжет может быть проявлен во внутренней жизни, а в ряде случаев (для людей, в которых субличность Германа проявлена не слишком сильно) это может быть просто небольшой секрет, но так или иначе связанный с познанием. Здесь можно увидеть в Германе неудачливого Фауста, и неудачлив он именно по причине изначальной задолженности Люциферу. Фауст входит же  в контакт со служителем Люцифера, не будучи заранее отягощен тремя вышеописанными условиями. Да и Мефистофеля в «Фаусте» мы можем не обязательно относить к воинству Люцифера, а хоть к тому же Гермесу, который в христианской традиции, как и любой языческий бог, автоматически приравнивается к Лукавому.

   Двинемся дальше. Что же символизирует фигура старой графини, Тайной которой и пытается овладеть Герман? Мы видим в ней символ 2го Аркана Таро  Жрица, за которой стоит богиня Изида. Знания тайные, на это указывают и оговорка Томского о Сен - Жермене, Передачу у которого получила графиня, и даже такая второстепенная деталь как название игры, которую Пушкин называет, заметим, не такими ее синонимами как Банк и Штосс, а именно Фараон. Герман пытается сорвать покрывало Изиды наскоком, точнее даже натиском. И надо сказать, это ему почти удается, хотя сразу же оговоримся, что тайное знание – это не то, что скрывается за семью печатями, а те глубинные смыслы, которые открываются адепту иногда в самых простых словах или действиях, но путем многотрудной и многолетней духовной практики. Однако возможен и прорыв к этим смыслам на энергии риска и авантюры. Так, например, человек, рискующий жизнью, может за несколько минут заглянуть в такие глубины эзотерических тайн, какие не снились какому-нибудь кабинетному толкователю древних манускриптов. Так и Герман – рискует и получает доступ к трем мощным энергетическим ресурсам: Тройке (в Арканалогической Традиции Императрица) – женскому и материнскому началу, Семерке (Колесница Гермеса) - внутреннему победителю, триумфатору, Тузу (следуя нашей логике, это 11 Аркан) – колоссальному ресурсу Силы природной, божественной, человеческой. Но в откровении, которое является Герману, кроме открытия пути к этим ресурсам ставится и условие – условие на наш взгляд отнюдь не такое простое, как может показаться, на выполнение которого могут уйти годы напряженной духовной практики - графиня требует от Германа жениться на Лизе, ее воспитаннице. Что символизирует это условие? – один из труднейших этапов пути индивидуации, а именно -  воссоединение с Анимой. Герман это условие игнорирует. Такое впечатление, что он вовсе не слышит его, или не хочет слышать. Вспомним, что уже с самого начала он манкировал заигрыванием с Анимой, чтобы получить доступ к тайне Жрицы и, в конечном счете, к силе. Из опыта индивидуации, а также из работ Юнга и его последователей мы знаем, что с Анимой так обращаться опасно. В ответ на игнорирование или манипуляции она может обернуться своей так называемой черной стороной (ученица Юнга Мария – Луиза фон Франц вводит даже термин «черная Анима», которая проявляясь в жизни мужчины может духовно и даже физически погубить его). Вот бессознательное Германа в ответ на неуважение к Аниме и играет с ним злую шутку – он вытягивает Пиковую Даму вместо Туза, что символизирует активизацию в психике черной Анимы с разрушительными последствиями для его сознания. Типичное следствие активизации черной Анимы – регрессия. В повести Пушкина это сумасшествие и психиатрическая лечебница, в конкретных жизненных ситуациях это могут быть кризисы, обострения невротических или психотических симптомов, депрессии, на событийном уровне – так называемый злой рок и т.п.

   К каким выводам мы приходим? Если вы решаетесь приоткрыть завесу той или иной тайны наскоком на энергии авантюры и риска, что само по себе в ряде случаев может быть похвально, убедитесь, что вы не отягощены тремя долгами Люциферу (а именно - цель для человека, имеющего долги Люциферу, оправдывает средства, материальное доминирует над духовным, а рассудочное над чувственным). И будьте готовы к тому, чтобы не пропустить условие, которое может показаться незначительным и необязательным на первый взгляд. И будьте готовы это условие выполнить, скорее всего, оно потребует длительной и очень кропотливой работы над собой уже задним числом. И конечно же ни в коем случае не шутите с Жрицей, это может закончиться для вас чрезвычайно печально.

   Как мы упоминали выше,  мифологема, описанная Пушкиным в «Пиковой даме», может произойти (и неоднократно) как в каких-то небольших контекстах или областях жизни, так и быть целым разворотом судьбы. История дает нам множество примеров ярких личностей, прикоснувшихся к высоким состояниям сознания, но проигнорировавшим необходимость контакта со своей Анимой или, что хуже того, проявившим цинизм по отношению к ней подобно Герману. В этом произведении мы угадываем и внутреннюю драму самого Пушкина, вознесшегося к величайшим духовным высотам, но потерпевшим поражение и погибшего вследствие конфликта с черной Анимой. В этом же ряду, но немного в другом контексте и судьба Наполеона, сумевшего достаточно долго проехать на Колеснице Гермеса, и многих выдающихся поэтов: Байрон, Рембо; художников, актеров. Внешне ни Пушкин, ни Наполеон, ни прочие яркие и одаренные и яркие люди не были похожи на Германа, но в каждом их них именно эта субличность, которую мы можем условно назвать «Герман», и привела к взлетам и трагическому концу. В жизни обыкновенного человека, не обладающего каким-нибудь особым даром, внутренние сюжеты, запускаемые субличностью «Герман», могут не иметь судьбоносных значений, но, тем не менее, периодически случаться, сопровождаясь периодами откровений и депрессий, или например нечастых творческих взлетов с последующими, например, запоями или другими симптомами регрессии.

    Вспомним напоследок еще одни Пушкинские строки из сцены из «Фауста»:

«В глубоком знании счастья нет.

Я проклял знаний ложный свет.

А слава – луч ее случайный - неуловим,

Мирская честь бессмысленна как сон,

Но есть прямое благо - сочетание двух душ»

   Хотя Мефистофель высмеивает эти слова Фауста в своей последующей реплике, в них слышится много искренности и глубокой мудрости. Однако индивидуация – путь уникальный для каждого. Узнать все опасные повороты, чтобы «подложить соломку» или подстраховаться заранее дается лишь немногим, впрочем, и жизнь этих немногих достаточно пресна и скучна. А вот для аналитического разбора мифологемы того или иного жизненного кризиса использование мифологемы «Пиковой дамы» может быть весьма полезно и поучительно.

 

 01.12.10.



[1] В.Лебедько «Феноменология души», Пенза, изд-во «Золотое сечение», 2010

В. Лебедько «Архетипическое литературоведени 1. А. П. Чехов. Выход из сценария Сизифа». (на сайтах www.kafedramtai.ru , www.lebedko.su и др.)

[2] В.Лебедько «Архетипические исследования: перспективы», (на сайтах www.kafedramtai.ru , www.lebedko.su и др.)

 

[4] В.Лебедько «Медитации на Джокере», СПб, изд-во «Весь», 2004; В.Лебедько, Е.Найденов, М.Михайлов «Боги и эпохи», СПб, изд-во «Весь».

[5] В.Лебедько «Мифологическое сознание», (на сайтах www.kafedramtai.ru , www.lebedko.su и др.)

 

Владислав Лебедько «Русский азиат и счастье»

Русский человек, и так уже обалдевший от деяний нынешней власти, когда начинает понимать ее (власти) преступную сущность, кидается в сторону европейских ценностей, и, прежде всего, начинает настаивать на т...

Подробнее
658 0 Доб
Начинается рассылка материалов В.Лебедько. Подпишитесь на "Вестник бессознательного"

С ноября 2012 г. начинает выходить электронная рассылка Владислава Лебедько «Вестник бессознательного»! Подпишись на регулярное издание акционерного товарищества «Гермес, Аид и Ко» и будь в курсе самых акт...

Подробнее
2464 0 Доб
Владислав Лебедько «О лженауке» эссе

Наткнулся в ленте Фейсбука на сообщество по борьбе с лженаукой. На мой взгляд - вся наука в целом изначально - ЛЖЕ, несмотря на моё уважение к многочисленным примерам того, что создано этой самой наукой. А...

Подробнее
555 0 Доб
22 сентября выпущен 6 номер Альманаха Архетипические исследования"

22 сентября выпущен 6 номер Альманаха "Архетипические исследования". Полностью (с добавлением запаздывающих материалов и списком авторов 6 номера) он будет готов 24 сентября 2012г. Альманах «Архетипически...

Подробнее
2027 0 Доб
Владислав Лебедько «Еще о прообразах Архетипической психологии у Шекспира» эссе

Истоки архетипической психологии можно найти гораздо раньше, чем у Хиллмана и даже Юнга (если не брать во внимание мифологические аллюзии неоплатоников) в литературе: у Шекспира, в частности. Чего только с...

Подробнее
424 0 Доб
Статья В.Лебедько и О.Лебедько "Ах какая драма - Пиковая Дама"

"Ах какая драма – пиковая дама…"  Владислав Лебедько, Оксана Лебедько    Мы неоднократ...

Подробнее
3958 0 Доб
Статья В. Лебедько ""Иванов" Чехова. Краткая архетипическая зарисовка."

Статья....

Подробнее
4316 0 Доб
Статья В. Лебедько "Роман "Братья Карамазовы" с точки зрения Архетипического литературоведения."

  Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» с точки зрения архетипического литературоведения (крат...

Подробнее
5885 0 Доб
Статья В. Лебедько "Дух отрицания и его роль в формировании архетипических сюжетов"

Владислав Лебедько Дух отрицания и его роль в формировании жизненных сюжетов (анализ нескольких архе...

Подробнее
4742 0 Доб
Статья В. Лебедько "Архетипическое литературоведение 1. А. П. Чехов. Выход из сценария Сизифа."

Лебедько ВладиславАрхетипическое литературоведение, психотерапия и Магический Театр. Часть 1. А.П.Чехов...

Подробнее
5232 0 Доб
 

Сайт Кафедры МТАИ

Использовать материалы сайта можно при указании использованных источников и наличии гиперссылки на сайт www.kafedramtai.ru.
Все права защищены (C).

Наши Контакты

карта сайта контакты вход на почту

Социальные Сети

Newsletter Subscribe